"Семь слов о русском мире" патриарха Кирилла
Патриарх Кирилл называет "Русским миром" единый духовный и культурный мир восточных славян. "Русский мир – это, и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности", – говорил он. По мнению главы РПЦ, его ценности объединяют разные народы исторической Руси вне зависимости от их нынешних политических предпочтений и государственных границ.
"Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир – от киевской купели крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы" Русский мир невозможно научно определить, на него можно указать, перечислить его важные свойства и признаки. Патриарх Кирилл не боится в угоду ложной политкорректности говорить, что при всей цветущей сложности русского мира с его многообразием народов, традиций и вер,
«скрепой государства российского и ферментом, создающем прочные межнациональные отношения», является именно русский народ. Это ведь тоже реализм – признать ведущую роль русского народа в созидании того государства, которое мы зовем Россией.
«если из-под здания, которое во многом опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то все здание рухнет, несмотря на то, что ум него есть стены, своды и другие элементы конструкции».В то же время патриарх специально подчеркивает, что забота о русском народе должна осуществляться не в ущерб всем остальным народам, живущим в России.
Размышляя о русском единстве, он констатирует :
«Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских в большей степени, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и верностью государственному центру».
При этом лояльность русскому государству вовсе не означает
«примиренчество с теми недостатками, с которыми сталкивается наш народ в общении с властью, в том числе страдая от многих преступлений, совершаемых на экономической почве, и от многих до сих пор не решённых социальных проблем. Но все эти задачи нашей внутренней, национальной повестки дня мы должны решать, сохраняя единство нашего народа и то отношение к государственности, которое всегда было присуще русской нации».Из наиболее тревожных опасностей, угрожающих сегодня русскому миру, патриарх указывает на то, что у нас пока не создано влиятельной централизованной общественной структуры, помогающей сглаживать имеющиеся сегодня глубокие противоречия. Говоря о громадном имущественном неравенстве, национальном вопросе и политических противоречиях, патриарх спрашивает:
«Что уравновешивает эти многочисленные потенциалы разделения в нашей стране? Я не вижу такой системы».Патриарх Кирилл также говорит об опасности изображать тот или иной период отечественной истории, например советский, лишь в черно-белой палитре, в зависимости от собственных политических пристрастий. Такая политизация истории тоже таит в себе гигантскую опасность, ведь,
«народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».Патриарх Кирилл указывает на имеющиеся тревожные проблемы и опасности, призывает над ними задуматься и их решать. И тут уже все зависит от того, услышат ли его ученые и политики русского мира.
Слово о том. что наше общество раздроблено:различные партии, имущественное неравенство, многонациональность, разделение на "отцов" и "детей". о том, что ничто сейчас не уравновешивает эти полюса. раньше была Церковь, теперь - на смену ей никто не пришёл
Слово о русских на Кавказе. национальные и религиозные темы. Что можно почерпнуть в моральном плане у народов Кавказа, о "мудрости народной", которая позволяет народам жить в мире, о роли русского народа в укреплении мира, казаки на Кавказе
Казаки стали тем элементом сложного этнополитического узора, который принёс в регион стабильность.
«Россия – страна‑цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». Позвольте мне с самого начала сказать, что под Россией следует подразумевать культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, которое связано с Древней Русью. В каком‑то смысле Россия – это синоним Руси. Сегодня мы имеем иную геополитическую реальность: на просторах исторической России возникли самостоятельные государства, многие из которых также являются наследниками Руси. Поэтому, когда я говорю о России, я всегда подразумеваю это великое цивилизационное пространство.