Примерный план урока русского языка в 6 классе (дистанционное обучение)
Учитель - Орехова Н.А.
Тема: Указательные местоимения.. (6 класс).
Цели:
1. Познакомить учащихся с указательными местоимениями.
2. Закрепить умения определять виды изученных местоимений.
3. Воспитывать культуру учебной деятельности.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательными и сосредоточенными.
- Мы с вами работаем над разделом русского языка, в котором изучаются части речи. Этот раздел - морфология.
На последнем уроке мы с вами говорили о местоимениях.
Вспомним: местоимения заменяют другие части речи, делая наши высказывания более выразительными и точными, помогая избегать повторов)
- Вспомним, какие разряды местоимений мы уже знаем
Для этого прочитайте текст на экране. (Чтение). Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните вставленные орфограммы.
В конце 10 века на (Р,р)уси по..вилась азбука ее созд..ли уч..ные монахи Кирилл и Мефодий. Так сл..вянские народы получили св..ю письменность.
Назовите знакомые вам местоимения, определите их разряд, непостоянные признаки.
- Цель нашей дальнейшей работы - познакомиться с новым видом местоимений
Тема нашего урока - указательные местоимения.
Лексическое значение слова связано с однокоренными: указ, указка, указать).
Для чего в речи нужны указательные местоимения? Эти местоимения позволяют выделить какой-нибудь предмет, признак, количество, указывая на них.
Указательные местоимения ТОТ,ЭТОТ, ТАКОЙ изменяются по падежам, числам и родам. ТАКОВ - по числам и родам. СТОЛЬКО - по падежам.
В предложении бывают определениями и сказуемыми. (Примерно 10 минут)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Работа под диктовку.
Подчеркните местоимения, укажите их разряд.
На одном гвозде всего не повесишь.
Каково в лесу кликнется - таково и откликнется.
Что с возу упало, то и пропало.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется одиноким.
Ты от дела на пядень, а оно от тебя на сажень. (Примерно 5 минут)
2. Прочитайте текст. Спишите. Найдите указательные местоимения. Определите их падеж, роль в предложении.
До 16 века книги на Руси переписывались от руки. Такие книги создавались очень долго. Столько же труда вкладывалось и в иллюстрации. Но таков был талант мастеров, что их искусством мы восхищаемся до сих пор. (Примерно 10 минут)
- Что значит выражение "до сих пор"? (В нем мы встречаем устаревшее указательное местоимение, характерное для церковно-славянского языка: Сей -этот, сия - эта, сие - это, сии - эти.
- В современных словах и фразеологических оборотах встречается это местоимение? (Диктую: сейчас, до сих пор, сегодня, сию минуту)
А кто стал первый на Руси печатать книги? Об этом вы узнаете, выполняя домашнее задание 486
Подведение итогов (Примерно 5 минут):
1. Сегодня мы с вами изучили ещё один разряд местоимений - указательные.
2. С их помощью мы можем избежать неоправданного повтора, заменяя имена существительные, прилагательные и числительные.
Домашнее задание:
1. Устно: параграф 84
2. Письменно: упражнение 486