Наше будущее зависит от библиотекарей, читателей и мечтателей
Это отредактированная версия лекции для Reading Agency, прочитанной Нилом Гейманом 14 октября 2013 года в зале Барбикан, в Лондоне. Однажды в Нью-Йорке я слушал выступление, посвящённое строительству частных тюрем – бурно развивающейся в Америке индустрии. Этой индустрии необходимо планировать своё будущее: как много камер будет нужно? Сколько будет заключённых через 15 лет?
Они обнаружили, что могут с легкостью определить эту цифру, используя простой алгоритм, основанный на данных о том, какой процент детей в возрасте 10-11 лет не умеет читать. И эти дети разумеется не читают в своё удовольствие.
Соотношение, конечно, не один к одному: нельзя сказать, что в грамотном обществе нет преступников. Но здесь безусловно есть взаимосвязь. И эта взаимосвязь проявляется в одном простом факте: грамотные люди читают художественную литературу.
Художественная литература полезна в двух аспектах. Во-первых, это «стартовый наркотик» для чтения. Желание узнать, что будет дальше, на следующей странице, желание продолжать, даже если это трудно. Потому что кто-то в беде и тебе необходимо знать, чем всё закончится... это очень сильное желание. И оно заставляет тебя узнавать новые слова, порождает новые мысли, заставляет двигаться дальше. Обнаружить, что чтение само по себе приносить удовольствие. Как только ты это поймёшь, ты сможешь прочесть всё что угодно.
Чтение – это ключ. Пару лет назад, много говорили о том, что мы живем во времена пост-грамотности и способность понимать написанное слово станет бесполезна, но эти разговоры быстро прекратились. Слова важны как никогда. Мы ориентируемся в мире, используя слова — и с тех пор как мир стал уходить в сеть, мы следуем за ним — чтобы общаться и понимать прочитанное нами. Люди, которые не понимают друг друга не могут обмениваться идеями, не могут общаться, а возможности программ перевода весьма ограничены.Взрослые, исходя из лучших побуждений, могут с лёгкостью уничтожить любовь детей к чтению, запретив им читать то, что им нравится или предложив им «подобающие», но скучные книги – современный эквивалент викторианской «нравоучительной» литературы. В результате вы получите поколение, убежденное, что чтение скучное занятие или того хуже занятие неприятное.
Нам нужно, чтобы наши дети поднимались по читательской лестнице. Всё, что они читают позволит им подняться, ступенька за ступенькой, к грамотности. (И ещё, не делайте то, что сделал я, когда моя 11-летняя дочь увлекалась Р. Л. Стайном. Я принёс ей копию «Кэрри» Стивена Кинга и сказал: «Если тебе нравятся эти книги, то от этой ты будешь просто в восторге!» После этого Холли не читала ничего, кроме благоразумных историй о поселенцах в прериях до самого конца своего детства. Она до сих пор бросает на меня недовольные взгляды при упоминании Стивена Кинга).
Во-вторых, художественная литература учит сопереживанию. Когда ты смотришь телепрограмму или фильм, ты смотришь, как что-то происходит с другими людьми. Проза построена из 33 букв и пригоршни знаков пунктуации, и ты — только ты — используя своё воображение, создаёшь мир, населяешь его и смотришь на него глазами других. У тебя появляется возможность испытывать разные чувства, видеть разные, доселе неизвестные миры. Ты узнаешь, что все, кто живёт в этих мирах такие же личности, как и ты. Побыв кем-то другим, ты вернёшься в свой мир совсем другим.
Сопереживание объединяет нас и позволяет стать чем-то большим, чем просто группа самовлюблённых индивидов.
Целиком статья
ЗДЕСЬК слову, Нил Гейман один из самых неплохих писателей современности.