На уроках естественно-научного цикла (география ,биология )работаю на каждом уроке с понятийным аппаратом учебника, формирую понятийное мышление из урока в урок. Так , например ,изучая тему "Внутренние воды",знакомлю ребят с тем ,что вода-источник всего живого на Земле ,каркас расселения и хозяйственной деятельности человека.Углубляю содержание понятий :речная система и ее развитие ,типы озерных котловин ,многолетняя мерзлота ,водохранилища.В этой же теме формирую новые понятия :годовой сток ,падение и уклон реки ,расход воды в реке ,водные ресурсы ,регулирование стока,единая глубоководная система.Формирую у школьников понимание того ,что любой объект внутренних вод(реки ,озера ,подземные воды ,болота ,многолетняя мерзлота ,ледники )- сложная природная система ,требующая глубокого изучения и знания для хозяйственного использования ,требующая охраны и рационального использования.