Царское наследие. О вековой жизни Окружной железной дороги (МЦК)Решение о строительстве Окружной железной дороги было принято по инициативе большого почитателя железнодорожного транспорта министра финансов Российской империи Сергея Витте.
Пассажирское здание на ст. Воробьёвы Горы.
Сообразно ПервопрестольнойСтроить дорогу император Николай II решил осенью 1897-го. Состоялся конкурс, на который было представлено 13 проектов. Победил вариант инженера Петра Рашевского, подразумевавший создание двухпутного железнодорожного кольца длиной около 54 км — как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Но продумывались не только технические характеристики. На титульном листе проекта император написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». Официальная церемония начала работ состоялась 3 августа 1903 г.
Московский губернатор Владимир Джунковский вспоминал: «19 июля (2 августа) 1908 г. состоялось открытие Московской окружной дороги. Торжество происходило в очень живописной местности при станции Серебряный Бор, в нескольких верстах от Москвы. Погода была чудная. Все приглашённые, в том числе и я, прибыли в специальном поезде, красиво убранном флагами, лентами».
Сергиевский мост (ныне Андреевский) через р. Москву у ст. Канатчиково, 1908.Новая дорога «представляла собой грандиозное сооружение протяжением в 50 вёрст при длине путей до 270 вёрст. Провозоспособность рассчитана была на 35 пар поездов в сутки, но постепенно должна была быть доведена до 90 пар». Помимо самого кольца были построены 22 однопутные соединительные ветки со всеми магистральными железными дорогами. Появились 14 станций, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приёмных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов, а также 30 жилых домов с водопроводом и канализацией.
Правда, по факту кольцо получилось не совсем круглое. На северо-западе оно оттягивается на 12 км от Кремля, а на юге идёт всего в 5 км от него. Первоначально по Окружной перевозили не только грузы, но и пассажиров, к услугам которых были построены станции-вокзалы: Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др. Однако по мере развития автобусов и трамваев интерес горожан к ней упал, и к 1934 г. пассажирское движение по кольцу было закрыто.
Памятник ко столетию Малого кольца на станции «Лихоборы»И снова здравствуйте!В советское время дорога исправно перевозила грузы, во время Великой Отечественной по ней шли составы для фронта. В годы войны дорогу возглавляла первая в мире женщина — начальник дороги Зинаида Петровна Троицкая.
К 1950 г. обнаружился основной недостаток сооружений Окружной с точки зрения далеко шагнувшего с тех пор прогресса: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу. Поэтому, когда по железным дорогам пустили электрички, Малое кольцо обошли.
Но если в начале прошлого века оно проходило по границе города, то сейчас находится в средней зоне Москвы. Логично возникла идея включить его в систему городского пассажирского транспорта. Правда, вернуть пассажирское движение на «ржавое кольцо» хотели не раз, но до реализации дело так и не дошло. Всерьёз за реконструкцию взялись только в 2011-м — при новом мэре Сергее Собянинесмогли найти средства на мегапроект и внести его в адресную инвестиционную программу. В 2012-2013 гг. начались масштабные работы по замене мостов и путепроводов, реконструкции путей и т. д. И вот дело сделано: железнодорожное кольцо Москвы спустя почти сотню лет вновь принимает пассажиров.
Факты«Овечки» на рельсахУ Московской окружной есть свой музей. Он работает при локомотивном депо Лихоборы-Окружные и рассказывает всю историю кольца. Например, здесь можно узнать о том, что на средства рабочих и служащих дороги был построен бронепоезд «Москва» для Советской армии — именно его можно увидеть в кинофильме «В шесть часов вечера после войны».
В музее расскажут о том, что поначалу в сутки по дороге проходило 4 поезда. Они выходили с Николаевского вокзала и отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня. До этого места каждый поезд шёл двойной тягой, а здесь его разъединяли. Обогнув кольцо, оба опять подходили к Пресне, здесь объединялись и возвращались на Московско-Брестскую дорогу.
В начале работы Окружной эксплуатировались паровозы серии ОВ («овечки»), в последующие годы на смену им пришли более мощные — серии «Э». Примитивным поначалу было и вагонное хозяйство — всего два вагоноремонтных отделения.
Паровоз серии ОВ.Образцы модернаКогда-то на Окружной было 14 станций, а также два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского моста и Военное поле близ Ходынских военных лагерей), а также один телеграфный пост (Братцево) в едином стиле. Это уникальные образцы московского модерна начала ХХ в. из красного кирпича с белой отделкой.
Станции были спроектированы под руководством автора Верхних торговых рядов (знаменитого ГУМа) А. Н. Померанцева и ещё одного архитектора —Н.В. Марковникова. Несколько других станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И. М. Рыбина.
Сегодня исторические станции, многие из которых признаны объектами культурного наследия, реставрируют. Принимать пассажиров они не будут, но их архитектура украсит ежедневные поездки по МЦК. А на недействующей станции «Пресня» откроется музей истории Московского центрального кольца. Здание 1908 г. покрасят в первоначальный цвет и восстановят прилегающую территорию — платформу, крытый переход к железнодорожным путям. Кроме того, облагородят сквер.