Автор Тема: Произведения, вошедшие в культурный код страны и мира  (Прочитано 45637 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3239
    • Просмотр профиля
  "Вы меня простите, великодушно,т.к.скажу сейчас "страшную вещь"... Читать Пушкина невозможно(((((", - пишет мама.

    А кого возможно читать? А некоторые таблицу умножения терпеть не могут. А другим простейшее упражнение по русскому языку сделать - жуть!!!   А английскому как таких научить?
    Жалко, что сами мамы этого не понимают!

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
и дело не в произведениях, а в подходе! кому-то мил Гоголь, кто-то зачитывается мифами Древней Греции, кто-то без ума от Гарри Поттера... Но есть и те, кто на дух этого Поттера не переносит, а Гоголь вызывает недоумение. Жанры. Их представители. Направление - вот, что должна дать школа. А не долбить несчастного Дубровского, мусолить Наташу Ростову и разбирать по косточкам Онегина

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
 Для того чтобы выяснить, насколько успешно, провели анкетирование 10–11-классников в нескольких московских школах и студентов престижного московского университета (всего на данном этапе получено 220 анкет). Оказалось, что школе это отчасти удается, особенно с девочками и учениками специализированных гуманитарных классов. В частности, в анкете было предложено тремя — пятью прилагательными описать русскую классическую литературу и написать, для чего надо изучать классику в школе. Вот типичные описания, данные девушками-гуманитариями: «Дерзкая, актуальная, метафоричная, духовная», «вечная, образная, возвышающая, разнообразная, необычная», «поучительная, образовательная, романтическая, интересная», «вечная, глубокая, актуальная, обширная», «вечная, необходимая, учащая», «поучительная, полезная, красивая, духовно развивающая». Самым частым определением было «вечная», далее идут определения, связанные с полезностью классики для развития человека (прочитавший эти книги человек становится «духовно развитым», «высокоморальным» , « …чтобы шло саморазвитие. Многие классические произведения являются некими учителями и воспитателями» и пр.), на третьем месте указания на связь литературы и истории («Нужно читать для сравнения себя и общества с временами, когда было написано то или иное произведение» , «Полезно знать свою историю и нравы тех времен»). О том, что это интересно, увлекательно, пишут гораздо реже. Но есть и те (это практически всегда девушки), кто уверен, что классику надо изучать вот по какой причине: «Это программа, это не обсуждается». Мальчики и ученики обычных классов не во всем согласны со школьным подходом, некоторые из них о классике, которую они изучают в школе, высказываются достаточно скептически: «Учащая, большая, скучная», «страдальческая, грустная, затянутая, пессимистическая, однообразная», «нудная, тяжелая для чтения», «нужная, тяжелая» , «скучная, неинтересная, однообразная», «зачетная, терпимая, нудная».

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
И объясняют - вот, что важно!!! - почему Герасим НЕ сволочь (и, кстати, убедили меня, показали мне другую грань произведения)

Сволочь-сволочь!))

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Вы меня простите, великодушно,т.к.скажу сейчас "страшную вещь"... Читать Пушкина невозможно((((( после 15 минут прочтения Руслана и Людмилы мы с сыном дружно начали зевать и решили заменить чтение фильмом... Это же касается Гоголя... вопрос, который задали мне друзья сына (я читала им вслух): "Что курил автор?!" Программу нужно пересматривать. Времена изменились. Понимание произведений совсем другое! А в школе всё с советских времён :"Герасим сволочь,потому что утопил Му-Му", "Произведение об ужасах крепостного строя".  А дети совершенно по-другому видят и понимают это произведение! И объясняют - вот, что важно!!! - почему Герасим НЕ сволочь (и, кстати, убедили меня, показали мне другую грань произведения)
Детей нужно знакомить с ЖАНРАМИ. А там уж пусть сами выбирают (и обосновывают свой выбор!), почему выбрали тот или иной жанр, то или иное произведение...
Я, честно говоря, с ужасом жду курс литературы в средней и старшей школе...

Оффлайн Милая старушка

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 24
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Школьная программа по литературе направлена сегодня на поддержание культурной идентичности, сохранение того, что принято называть общим культурным кодом. Это программа, которая, при условии своего усвоения, должна выдавать на выходе из школы людей, для которых классика сакральна, уверенных, что наша культура литературоцентрична, людей, глубоко усвоивших ценности, почерпнутые из великих произведений Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского. На самом деле мы видим, что большинство выпускников школ значительную часть этих произведений не только не осмыслили, они их не прочитали, и с высокой вероятностью можно утверждать, что так будет и дальше. Мне кажется, что сегодня главная идея школьного курса литературы должна измениться: школьники должны полюбить чтение, научиться наслаждаться этим процессом, получать от него такое же удовольствие, как от просмотра кинофильмов, прослушивания любимой музыки и прочих приятных и любимых ими занятий. Но это невозможно при существующей программе с ее ориентацией именно на чтение русской классики.

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4807
    • Просмотр профиля
Афанасий Фет

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Сонет 56

Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.

Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!
В.Шекспир

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4807
    • Просмотр профиля
Я вас любил: любовь еще, быть может...
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.


Автор: А. С. Пушкин

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42212
    • Просмотр профиля
А.С.ПУШКИН

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось...
Вот окружен своей дубравой
Петровский замок.
Мрачно он недавнюю гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головой,
Не праздник, не приемный дар -
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе в думы погружен,
Глядел на грозный пламень он...

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Джеффри Чосер
Кентерберийские рассказы

...Случилось мне в ту пору завернуть
В харчевню «Табард», в Соуерке, свой путь
Свершая в Кентербери по обету;
Здесь ненароком повстречал я эту
Компанию. Их двадцать девять было.
Цель общая в пути соединила
Их дружбою; они – пример всем нам —
Шли поклониться праведным мощам.
Конюшен, комнат в «Табарде» немало,
И никогда в нем тесно не бывало.
Едва обильный ужин отошел,
Как я уже со многими нашел
Знакомых общих или подружился
И путь их разделить уговорился.
И вот, покуда скромный мой рассказ
Еще не утомил ушей и глаз,
Еще не утомил ушей и глаз,
Мне кажется, что было бы уместно
Вам рассказать все то, что мне известно
О спутниках моих: каков их вид,
И звание, и чем кто знаменит
Иль почему в забвенье пребывает;
Мой перечень пусть Рыцарь открывает...

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42212
    • Просмотр профиля
Памяти матери
 Александр Твардовский

***

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
ЭМИЛЬ ЗОЛЯ

ЗЕМЛЯ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I
В это утро Жан шел по полю с раскрытой торбой из синего холста на животе. Левой рукой он поддерживал торбу, а правой доставал из нее горсть пшеницы и через каждые три шага разбрасывал ее перед собой. Его грубые башмаки были в дырах, и грязь налипала на них по мере того, как он переступал ногами, покачиваясь из стороны в сторону. На рукаве еще не совсем доношенной солдатской куртки сквозь разлетающиеся при броске золотистые зерна алели две нашивки. Он шел один, величественно продвигаясь все дальше и дальше. Вслед за ним пара лошадей медленно тащила борону, которая зарывала зерна. Лошадей подгонял погонщик, мерно щелкавший длинным бичом над самыми их ушами. Земельный участок, расположенный в урочище Корнай и едва достигавший пятидесяти аров, был настолько мал, что г-н Урдекен, владелец фермы Бордери, решил обойтись здесь без механической сеялки, занятой к тому же в другом месте. Жан шел на север. В двух километрах прямо перед ним раскинулись постройки фермы. Дойдя до конца борозды, он остановился, чтобы немного передохнуть, и задумчиво посмотрел вдаль. Там виднелись слившиеся в одно темное пятно старые черепичные крыши низких строений. Ферма затерялась на краю провинции Бос, плоские равнины которой расстилались по направлению к Шартру. Под широким, затянутым облаками небосводом, как бывает обычно в конце октября, на целые десять лье простирались поля.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42212
    • Просмотр профиля
Иосиф Бродский

Для школьного возраста
М.Б.


Ты знаешь, с наступленьем темноты
пытаюсь я прикидывать на глаз,
отсчитывая горе от версты,
пространство, разделяющее нас.

И цифры как-то сходятся в слова,
откуда приближаются к тебе
смятенье, исходящее от А,
надежда, исходящая от Б.

Два путника, зажав по фонарю,
одновременно движутся во тьме,
разлуку умножая на зарю,
хотя бы и не встретившись в уме.

31 мая 1964




Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Ги де Мопассан

Милый друг

Джорж Дюруа получил у кассирши ресторана сдачу с пяти франков и направился к выходу.

Статный от природы и к тому же сохранивший унтерофицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.

Женщины подняли на него глаза; это были три молоденькие работницы, учительница музыки, средних лет, небрежно причесанная, неряшливо одетая, в запыленной шляпке, в криво сидевшем на ней платье, и две мещанки с мужьями — завсегдатаи этой дешевой харчевни.

Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов, — на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед — полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет.

Шагал он так же, как в те времена, когда на нем был гусарский мундир: выпятив грудь и слегка расставляя ноги, будто только что слез с коня. Он бесцеремонно протискивался в толпе, заполонившей улицу: задевал прохожих плечом, толкался, никому не уступал дорогу. Сдвинув поношенный цилиндр чуть-чуть набок и постукивая каблуками, он шел с высокомерным видом бравого солдата, очутившегося среди штатских, который презирает решительно все: и людей и дома — весь город...


 
.