Среди студентов-гуманитариев и учащихся гуманитарных классов согласились с мнением о том, что классика всегда современна и не может устареть, почти 100% — тут все единодушны. Среди старшеклассников из неспециализированных классов таких меньше половины, большинство выбрали ответ «Классика частично устарела», а среди юношей каждый четвертый полагает, что классика окончательно устарела. Их одноклассницы на столь радикальный вариант не соглашаются, они гораздо более конформны, готовы принять те ценностные установки, которые транслирует школа.
Итак, высокая ценность русской классики старательно транслируется школой, эту ценность часть школьников поддерживает, часть уже не принимает, а очень многие принимают только частично. При этом на уровне читательских практик ситуация показывает, что школа может заставить уважать классику, но читать все произведения программы совершенно не способна. Лишь немногие старшеклассники и студенты, принявшие участие в исследовании, указали, что они прочитали все произведения, и это относится даже к гуманитариям. В частности, абсолютное большинство школьников, включая учащихся и выпускников гуманитарных классов, не способны прочитать целиком такие объемные произведения, как «Война и мир» и «Тихий Дон». Большинство знакомится с их кратким изложением на сайтах в Интернете (см., например,
http://briefy.ru, где дан пересказ огромного количества произведений мировой литературы) или смотрит экранизации.
Это относится и к другим произведениям: «Обломову», «Преступлению и наказанию», «Анне Карениной», «Горю от ума», пьесам Гоголя и Островского, «Герою нашего времени» и даже «Евгению Онегину». Фильмы, спектакли, краткое изложение, аудиокниги и пр. заменяют чтение, и это происходит в массовом масштабе, это практически норма.