Автор Тема: Аналогия. Как ею пользоваться?  (Прочитано 31275 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #20 : 18 ноября 2015, 16:13:59 »
     Обучение аналогии неразрывно связано  с обучением человека вниманию и сравнению. Хотелось бы узнать, какие упражнения используются учителями и преподавателями Школы-ВУЗа для этой цели.
     Без постоянных упражнений на внимание и сравнение никакой аналогии  обучить не удастся.

Морфологический разбор причастия строится аналогично морфологическому разбору других частей речи. Ближе всего стоит прилагательное. Одинаково определяется начальная форма, из постоянных признаков общие - наличие полной и краткой формы. Общие непостоянные признаки: род, число, падеж. Отличаются причастия от прилагательных тем, что делятся на действительные и страдательные, имеют вид и время. А у прилагательных есть степени сравнения, которых нет у причастий.

Таким образом, большинство признаков общие, следовательно, морфологический разбор причастия можно строить по аналогии с прилагательным.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5747
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #19 : 18 ноября 2015, 15:26:30 »
     Обучение аналогии неразрывно связано  с обучением человека вниманию и сравнению. Хотелось бы узнать, какие упражнения используются учителями и преподавателями Школы-ВУЗа для этой цели.
     Без постоянных упражнений на внимание и сравнение никакой аналогии  обучить не удастся.
Приведу в пример фрагмент урока по русскому языку в 7 классе. Ребята уже в 5-6 классе выучили, когда имена прилагательные и имена существительные пишутся с НЕ слитно, а когда - раздельно. Правило 7 класса о правописании НЕ с наречиями практически содержит ту же информацию, что и ранее изученный ребятами материал. Поэтому они легко видят аналогии в правописании этих трех частей речи - нет необходимости заново разбирать эти правила.Экономится время урока. :)
Вот такой пример полезной аналогии. :)

Оффлайн Мистер

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 11
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #18 : 09 ноября 2015, 21:20:11 »
Аналогия важна  в  любой  деятельности. Работа  по аналогии развивает  память, логическое  мышление и приучает  к  порядку (аналогичные статьи и документы должны   всегда  находиться  под рукой)

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7734
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #17 : 08 ноября 2015, 22:55:06 »
  Мышление по аналогии - это один из врожденных методов мышления (другие: метод проб и ошибок, здравый смысл, мышление по ассоциации). Осталось его развить!
  Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей. 
  На уроках математики многие ученики в своих головах держат определенный набор задач-аналогов, что им и помогает достаточно быстро находить решение той или иной задачи. (типичное условие, ситуация, метод решения, уже разработанный алгоритм).  Иногда достаточно сказать: "Помните мы решали подобную задачу о ..?". И обязательно находятся те, для которых эти слова являются толчком к активации ранее полученного опыта и переноса его на решение данной проблемы.
  Б.Я., эта волшебная фраза не является упражнением, но служит сигналом к мышлению по аналогии.


Оффлайн Б.Я.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1070
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #16 : 06 ноября 2015, 01:03:56 »
     Обучение аналогии неразрывно связано  с обучением человека вниманию и сравнению. Хотелось бы узнать, какие упражнения используются учителями и преподавателями Школы-ВУЗа для этой цели.
     Без постоянных упражнений на внимание и сравнение никакой аналогии  обучить не удастся.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #15 : 05 ноября 2015, 13:26:46 »
     Аналоги : строение головного мозга типа Хордовых.                                       

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #14 : 05 ноября 2015, 13:20:40 »
   Аналоги :  у  всех млекопитающих  Земли четырехкамерное сердце.                                                                                                                   

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #13 : 05 ноября 2015, 13:06:52 »
  Аналоги : единая формула цветка в семействах  растений.                                                                                                                                                                        В каждом семействе  двудольных  и  однодольных  растений Земли аналогичная формула цветка.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #12 : 05 ноября 2015, 13:01:13 »
  Аналоги : наличие набора систем внутренних органов , объединяющих животных в класс Пресмыкающиеся.                                                                                                       

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #11 : 05 ноября 2015, 12:57:08 »
  Аналоги : единый план строения типа  Хордовых .  Наличие опорно- двигательной  системы.                                                                                                                                           

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #10 : 05 ноября 2015, 12:51:29 »
     Аналоги: в основе всех материков Земли- платформы.                                                                                                                                              

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7424
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #9 : 04 ноября 2015, 22:01:22 »
В  истории  аналогия  часто  используется  при  сравнении  развития  различных  стран, поиск  аналогий  помогает  развивать  мышление  ребенка.
Так  же  этот  метод  хорошо  помогает  при  объяснении, когда  что  сложное  объясняется  на  более  простом  примере

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7734
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #8 : 04 ноября 2015, 19:03:21 »
  Вывод по аналогии не всегда может быть верным.
Например:
из сходства квадрата и прямоугольника и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это уже будет неверно.
 
  Аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой, или точной. Научные аналогии обычно являются строгими.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5747
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #7 : 04 ноября 2015, 12:47:43 »
Говоря о таком методе,как аналогия, , нельзя не вспомнить о преподавании литературы.
Мотивация школьников на уроках литературы прямо зависит от наличия у них опыта решения аналогичных ситуаций. Новая задача так или иначе сопоставляется с прошлым опытом ,и чем более личным является этот опыт, тем сильнее его влияние.
Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик ребенка на уроках литературы - поставить его перед близкой ему проблемой, побуждающей самостоятельно размышлять,проводить аналогии и формулировать вывод.
 Здесь хорошо "работает" метод эмпатии (личной аналогии).
В его основе лежит процесс отождествления себя с объектом исследования и осмысление его функций на основе «вживания» в образ. Данный метод может широко использоваться в решении литературных и художественных задач.
При работе по методу эмпатии учащиеся получают следующую памятку.
1. Помните, что в основе метода эмпатии лежит принцип личной аналогии, то есть приписывание объекту исследования личностных человеческих свойств и качеств.
2. Приступая к решению творческой задачи, мысленно представьте себя на месте исследуемого объекта или процесса (этап «вхождения в образ»).
3. Попытайтесь мысленно исследуемому объекту присвоить способности чувствовать, слышать, видеть, рассуждать, т.е. иметь человеческие свойства и качества.
4. После «вхождения в образ» рассуждайте как бы от «лица объекта», пока не возникнет продуктивная идея ее решения.
 Применяя метод эмпатии, предлагается такой вид работы, как написание монолога от лица героя литературного произведения. Причём лучше выбрать двух героев-антагонистов, что в конечном итоге позволит глубже постичь конфликт:
9 класс – монологи Евгения Онегина и Татьяны Лариной «Размышления о любви»,
10 класс – монологи Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова «Что есть общественная польза?», Андрея Болконского и Пьера Безухова «Мой понимание счастья».

Более сложным, но интересным видом работы является создание диалога между читателем и литературным героем, литературным критиком и писателем, писателем и писателем, героями из разных литературных произведений. В качестве участников диалога выступают школьники. Задача одних – составить вопросы, задача других – на эти вопросы ответить, исходя из конкретного образа.
 Интересно также «вживание» в неодушевлённые образы (море, парус, тучки, листок). Этот метод личной аналогии очень хорошо вводить в средних классах (5-7).
Метод эмпатии применяется и при различных видах инсценирования.
Завершая разговор о методе личной аналогии, хотелось бы отметить, что он способствует развитию фантазии, воображения, постижению сути изучаемого объекта, получению оригинальных творческих решений. «Вживание» в образ, особенно на уроках литературы, учит сочувствию, состраданию, соучастию, «будит душу», а следовательно, формирует важнейшие нравственные понятия подрастающего человека.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #6 : 04 ноября 2015, 11:27:16 »
Аналогия - один из первичных методов познания окружающего мира. Маленькие дети вначале все повторяют за взрослыми, другими детьми, животными и т.д., иными словами, действуют по аналогии. Именно поэтому им удается "с нуля" довольно быстро учить языки и обучаться базовым, жизненно необходимым умениям.

Аналогия очень помогает на НАЧАЛЬНОМ этапе изучения чего-либо.

В русском языке, при первом знакомстве детей с причастием, удобно провести аналогию этой части речи с прилагательным. Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее; прочитанный, прочитанная, прочитанное), по числам (летящий-летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему...), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже в ед. ч. и в числе и падеже во мн. ч.: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги, прочитанных книг и т.д.
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (прочитанный – прочитан; выученный – выучен).

Склонение действительных причастий проще всего понять "на базе" склонения прилагательных. Проверить спорное окончание причастия можно, подобрав прилагательное в аналогичной форме или поставив вопрос прилагательного.

Например, "беседовать с думающ...м человеком". Заменяем причастие прилагательным "высокий": "Беседовать с высокИм человеком". На месте пропуска пишем И.

Рассказать о летящ...м самолете. Рассказать о синЕм самолете. Если есть сомнения, синИМ или синЕМ, ставим вопрос прилагательного - о каком? Если в вопросе -ОМ, на месте пропуска О либо Е. О в данном случае не подходит, остается Е.

В литературе с помощью аналогии удобно объяснять различные средства выразительности. Если детям, не знакомым с метафорой, зачитать определение этого тропа из литературной энциклопедии (без примеров), они вряд ли поймут, о чем речь. А если привести несколько примеров (стальные нервы, огненный взгляд, хвост поезда и т.д.), дети довольно легко смогут продолжить этот ряд по аналогии.

Для понимания стихотворных размеров вместо того, чтобы зубрить количество слогов и ударение в каждом размере, достаточно выучить названия размеров и по одной строчке на каждый размер (он должен прослеживаться там четко). А потом просто "примерить" анализируемую строку к своим выученным примерам.

Допустим, мы запомнили название "ямб" и строчку "В минуту жизни трудную..." из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва". Нам попался текст песни "Священная война" (В.И. Лебедев-Кумач, А.В. Александров). Примеряем и выясняем, что строки "В минуту жизни трудную..." и "Вставай, страна огромная!" имеют одинаковый ритм. Стихотворение Лермонтова можно с легкостью пропеть на мотив известнейшей военной песни. Таким образом, стихотворный размер песни "Священная война" тоже ямб.

 
.