Аналогия - один из первичных методов познания окружающего мира. Маленькие дети вначале все повторяют за взрослыми, другими детьми, животными и т.д., иными словами, действуют по аналогии. Именно поэтому им удается "с нуля" довольно быстро учить языки и обучаться базовым, жизненно необходимым умениям.
Аналогия очень помогает на НАЧАЛЬНОМ этапе изучения чего-либо.
В русском языке, при первом знакомстве детей с причастием, удобно провести аналогию этой части речи с прилагательным. Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее; прочитанный, прочитанная, прочитанное), по числам (летящий-летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему...), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже в ед. ч. и в числе и падеже во мн. ч.: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги, прочитанных книг и т.д.
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (прочитанный – прочитан; выученный – выучен).
Склонение действительных причастий проще всего понять "на базе" склонения прилагательных. Проверить спорное окончание причастия можно, подобрав прилагательное в аналогичной форме или поставив вопрос прилагательного.
Например, "беседовать с думающ...м человеком". Заменяем причастие прилагательным "высокий": "Беседовать с высокИм человеком". На месте пропуска пишем И.
Рассказать о летящ...м самолете. Рассказать о синЕм самолете. Если есть сомнения, синИМ или синЕМ, ставим вопрос прилагательного - о каком? Если в вопросе -ОМ, на месте пропуска О либо Е. О в данном случае не подходит, остается Е.
В литературе с помощью аналогии удобно объяснять различные средства выразительности. Если детям, не знакомым с метафорой, зачитать определение этого тропа из литературной энциклопедии (без примеров), они вряд ли поймут, о чем речь. А если привести несколько примеров (стальные нервы, огненный взгляд, хвост поезда и т.д.), дети довольно легко смогут продолжить этот ряд по аналогии.
Для понимания стихотворных размеров вместо того, чтобы зубрить количество слогов и ударение в каждом размере, достаточно выучить названия размеров и по одной строчке на каждый размер (он должен прослеживаться там четко). А потом просто "примерить" анализируемую строку к своим выученным примерам.
Допустим, мы запомнили название "ямб" и строчку "В минуту жизни трудную..." из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва". Нам попался текст песни "Священная война" (В.И. Лебедев-Кумач, А.В. Александров). Примеряем и выясняем, что строки "В минуту жизни трудную..." и "Вставай, страна огромная!" имеют одинаковый ритм. Стихотворение Лермонтова можно с легкостью пропеть на мотив известнейшей военной песни. Таким образом, стихотворный размер песни "Священная война" тоже ямб.