Кто виноват? и Что делать? (размышляя над итогами ЕГЭ)
Несмотря на отрицательное отношение учителей, родителей и общественности, ЕГЭ сегодня выбран единственным показателем уровня образования. Но что такое этот пресловутый ЕГЭ? Самое настоящее натаскивание, которое можно сравнить (прошу прощения за столь смелые параллели) с вырабатыванием условного рефлекса (все мы помним собаку Павлова?)
Позволю себе небольшой экскурс в историю вопроса.
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникает в течение жизни особи и не закрепляется генетически (не передаётся по наследству). Возникает при определённых условиях и исчезает при их отсутствии.На мой взгляд, это та же самая «система выработки комплекса условных рефлексов или навыков». Необходимо дрессировать ребёнка в течение теперь уже 4-х лет (с учётом ГИА в 9-м) именно на выполнение тех вопросов и заданий, которые вошли в КИМы. Но каждому работающему в школе педагогу понятно: на самом деле ЕГЭ не даёт никакой информации об уровне знаний. В лучшем случае развивает интуицию: учит выбирать из набора решений какое-то одно - наиболее приемлемое.
Натаскивание становится смыслом и целью учёбы и превращается в стиль жизни. Учителя давно бьют по этому поводу тревогу, но кому нужно их мнение?
Вот что рассказала преподаватель одного уважаемого университета о своих первокурсниках, в прошлом году удачно поступивших в вуз по серьёзному конкурсу:
«В зимнюю сессию, принимая экзамен по отечественной истории, я узнала, что: Горбачёва во время путча 1991 года убили американцы, раскулачивание в XIX веке устроил Петр I, а путч 1993 года начался с Кровавого воскресенья. В большинстве своём - это дети, хорошо сдавшие ЕГЭ!»
Как такое возможно? Всё объясняется очень просто: в ЕГЭ не было таких вопросов!
Ничего удивительного в том, что немало выпускников вылетает из университетов после первой сессии из-за полного незнания элементарных основ предмета. А если вспомнить, КАК многие получают свои высокие баллы?
Исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) показывают: натаскивание на ЕГЭ без учёта межпредметных связей разрушает содержание ядра школьного образования, состоящего из литературы, русского языка и математики. Обучение заменяется прямым натаскиванием на тесты.
Я уже не буду подробно останавливаться на том, что ЕГЭ не даёт простора для творчества , как , впрочем, не предполагает и самого творчества. Вы можете создавать прекрасные стихи или быть прирождённым технарем, но не сдать ЕГЭ.
Главный упор в школе для вас сделают именно на единый экзамен, по которому оценят и вас, и школу, и всю систему образования.
Но разве ЕГЭ уменьшил коррупцию? Увы…
А может, ЕГЭ помог скорректировать стартовые возможности детей из глубинки и столичных выпускников? Ну, если считать тем самым восстановлением социальной справедливости выполненные на 100 баллов (то есть «липовые») сертификаты большинства дагестанских выпускников и поскромнее – результаты москвичей, то-таки да. Но и тут – увы…
Так кому нужны все эти «страшилки» и «пугалки»? Эта самая Баба ЕГЭ? Не хотелось бы делать слишком пессимистических прогнозов, но всё же позволю себе закончить свою статью фразой, которую я прочитала однажды на плакате в одном учебном заведении: «Школа – это место, где шлифуют булыжники и разбивают алмазы». Вот на это сегодня нацелены экзамены в формате ГИА и ЕГЭ.
Когда цель образования вырастить самостоятельно мыслящих людей, создают условия для формирования свободного мышления.
Когда цель - сделать из мыслящих людей исправных исполнителей , достаточно их натаскать.