Образование – это передача знаний одного поколения другому. Представьте себе, что произойдет с человечеством, если такая передача не состоится. Что будет с медициной, литературой, физикой, химией... другими науками? В кого превратятся наши потомки, если старшее поколение прекратит передавать знания младшему?
ТАК КАКОЕ ЖЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
ПЕРВОЕ И ТОЛЬКО ПЕРВОЕ!
1. Введение
2. О трёх видах мышления: клиповое, понятийное, равновесное
3. Авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества. Учитель – ученик
4. Личностно-деятельностный подход
6. Комплексный метод обучения. Базовые средства его проведения в жизнь Школы-ВУЗа
7. Комплексное оценивание учебной деятельности личности
9. Разное (о приемах, формах, видах деяельности ...)
10. Психолого-педагогическое сопровождение
а) воспитание как система в рамках образовательного процесса Школы-Вуза
б) «Материальная часть» процесса воспитания. Метод, подход, средства, формы, приемы
в) о дальнейшем развитии системы патриотического воспитания в Школе-ВУЗе
12. Что такое метапредмет и каково его будущее
13. Научно-методические труды ППС Школы-ВУЗа
XXI век. Концепция Школы-ВУЗа «Современное образование» ведёт своё начало с 1990 года (со дня своего основания). Концепция стабильна так же, как стабильно и консервативно человеческое образование, которое базируется на данных нам Природой инстинктах и психических процессах. Однако Человек изменяет мир вокруг себя, и это меняет его образ жизни, способы изучения жизни и, наконец, систему его образования.
В основу концепции Школы-ВУЗа «Современное образование» заложено понятие «классика и инновационные технологии», за чем следуют проверенные временем методы, подходы, формы и приёмы обучения человека. Концепция «принимает в себя» изменения, соответствующие изменениям современной жизни.
Таким изменением является включение в основу концепции понятия "Равновесное мышление". Развитие общества привело человека к осознанию факта наличия понятийного мышления, с которым человек жил до появления интернета. Интернет ликвидировал понятийное мышление, привил человеку мышление клиповое и тем самым отбросил его мозг далеко назад, лишив способности концентрироваться и системно мыслить. Выход - развивать в человеке равновесное мышление.
Отныне основой концепции Школы-ВУЗа «Современное образование» является – «Классика и инновационные технологии. Равновесное мышление».
При этом комплексный метод обучения, по которому следует образовательный процесс Школы-ВУЗа, продолжает работать в полную силу. Он же (благодаря своей разносторонности и гибкости) даст нам возможность использовать учебники и учебные пособия, приобретённые и созданные нашим коллективом к данному времени (см. пункт 13). Подходы (личностно-деятельностный и индивидуальный) по-прежнему актуальны. А формы и приёмы (читай - упражнения) могут меняться согласно изменяющимся задачам.
Первые учебные пособия, непосредственно направленные на развитие равновесного мышления учащегося в Школе-ВУЗе «Современное образование», выйдут в свет к 1 сентября 2021-2022 учебного года. Русский язык и литература. Английский язык (начальная школа).
* * *
1. Чему обучаем? Содержание образования. В нашем случае - прежде всего: а) классика; б) положительное содержание в классике.
2. Как обучаем? Методика образования. Методы, формы, приёмы.
3. Кого обучаем? Возраст обучающихся, подготовка ...
4. Зачем обучаем? Цель. Знания, навыки, умения, чтение, разговорная речь, письмо, упражнения для сдачи ЕГЭ-экзаменов...
1. Повторяемость.
2. От простого к сложному.
1. Учить всех одинаково – вредно! (Индивидуальный подход к ученику).
2. Шанс даётся каждому! (Создание условий для улучшения оценки в Последний день четверти и года).
3. Нет предела совершенству! (Постоянный труд над созданием учебно-методических пособий и внедрение их в жизнь).
4. Детство должно быть счастливым! (Учёба + воспитание + праздник. Воспитываем на культурном коде страны и мира).
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс отражения мозгом человека огромного множества разнообразных элементов информации, «клипов», отрывков информации. Приспосабливаясь к огромному потоку информации, мозг человека работает на скорости, но не способен сосредоточиться на логике материала, учесть связи между фрагментами информационного потока.
ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ включает в себя следующие моменты:
Составляющие понятийного мышления – внимание, сосредоточенность, способность точно воспроизвести полученную информацию, логика высказывания и действия, системность, ответственность. Эти факторы заложены в тексты (печатные, аудио, видео) и упражнения пособий, а также в систему их подачи.
РАВНОВЕСНОЕ МЫШЛЕНИЕ – способность мозга сочетать в себе элементы понятийного мышления (анализ, система) и мышления клипового (восприятие множества образов, потока информации).
Сlip в переводе с английского обозначает – быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка.
Понятие «клиповое мышление» появилось в 1990-х годах. Оно обозначало особенность восприятия информации тинэйджерами. В настоящее время – это тип мышления человека, получившего образование по современной «системе» и обработанного современными СМИ. Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.
Обладатель клипового мышления не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации. У него снижена способность к анализу и системному восприятию окружающей действительности.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через СМИ, социальные сети и интернет.
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Наиболее доступный метод – это чтение (естественно, не клиповой литературы). В отличие от интернета и ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А разнообразные упражнения по тексту – составление плана, поиск главной мысли и идеи, пересказ, обсуждение, конспектирование и т. д., способствуют выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводят к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Считается, что клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества и повернуть этот процесс вспять невозможно, это направление цивилизации. Поэтому надо понимать, к чему это ведёт. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут.
Школа-ВУЗ «Современное образование» обучает человека в рамках понятийного мышления, используя заложенные в нашей концепции личностно-деятельностный и индивидуальный подходы, а также комплексный метод обучения. В учебно-воспитательный процесс внедряются соответствующие пособия, создаётся учебная материальная база.
Сегодня в России много говорят об упадке культуры и образования. Администраторы обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть.
А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы.
Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако кому-то почему-то потребовалось реформировать лучшую в мире систему образования. Считающаяся сегодня лучшей финская система образования базируется на советском опыте! Основным достоинством разрушенной у нас системы было то, что она в значительной степени формировала понятийное мышление у обучаемых.
Следует отметить, что понятие было введено в обиход психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента. Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, анализировать прошлое и прогнозировать будущее. Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно воспринимают происходящее и принимают верные решения. Кто не обладает – уверены в правильности своего видения, но их иллюзии разбиваются о реальность.
По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи.
Способность мозга сочетать в себе элементы понятийного мышления (анализ, система) и мышления клипового (восприятие множества образов, потока информации).
В образовательном процессе два главных действующих лица: Учитель и Ученик. От их сотрудничества, места, роли в процессе обучения и воспитания зависит результат. Какова доля вклада Учителя в этот результат – 40, 50, 60 или 70 процентов? Каков вклад Ученика в процесс собственного образования? На эти давние и вечные вопросы никогда не будет найден однозначный ответ, ибо взаимодействие Учитель – Ученик всегда индивидуально, зависит от особенностей, данных и меры приложения сил того и другого.
Тем не менее педагогика многих последних десятилетий отработала два ведущих варианта взаимоотношений Учитель – Ученик, которые вошли в историю педагогики под следующими названиями: авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества.
Авторитарная педагогика рассматривает учителя как авторитарного носителя и передатчика знаний, работающего согласно спущенным сверху программным установкам.
Педагогика сотрудничества предлагает иные отношения между Учителем и Учеником. Учитель выступает не в качестве авторитарного носителя знаний, а в качестве соучастника образовательного процесса. Ориентация здесь, прежде всего, на развитие самостоятельности мышления, возможности самостоятельной деятельности.
Авторитарная педагогика успешно прошла через многие десятилетия отечественной школы, в результате чего общество получило нужные ему кадры. Педагогика сотрудничества также внесла свою лепту в образование современного молодого человека в нашей стране.
Школа-ВУЗ «Современное образование», пройдя короткий этап влияния педагогики сотрудничества, стоит на позиции комплексного подхода: сочетания авторитарности и сотрудничества в главном вопросе образовательного процесса – отношениях учителя и ученик.
Не отрицая необходимости внимательного отношения к учебному предмету, общим учебным планам, авторитарной педагогике и программам, без которых невозможен необходимый стандарт, Школа одновременно ставит в центр образовательного процесса Ученика, личность и стремится к организации не просто учебной, а образовательной деятельности для него. Поэтому в основу учебно-воспитательного процесса в Школе «Современное образование» положен личностно-деятельностный подход.
Подросток, юноша психологически готов к освоению самых разных видов деятельности. Его влечет общение и взаимодействие с другими людьми, участие в разных видах деятельности.
Вот почему задача Школы состоит в том, чтобы превратить учебно-воспитательный процесс в действительно учебную деятельность и сделать ученика активным ее участником как в классное, так и во внеклассное время. Более того, позаботиться о том, чтобы эта деятельность была многовидовой, рассчитанной на задействование разнообразных способностей человека: памяти, логического мышления, темперамента, умственных и физических данных.
Иными словами, задача, стоящая перед Школой-ВУЗом «Современное образование», следующая: попытаться отразить в образовательном процессе максимально большее количество явлений, с которыми в будущем столкнется Ученик, «пропустить» его через них и «выпустить» во взрослый мир максимально защищенным и готовым к нему.
Пути проведения личностно-деятельностного подхода в практику:
1. На этом этапе подросток получает усиленную подготовку в области русского языка, математики, английского языка, в том числе подготовку к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по требуемым предметам. Ученикам, сориентированным на поступление в определенный ВУЗ, предлагается подготовка по предметам, необходимым для сдачи экзаменов в данный ВУЗ.
2. О содержании предмета и форме его изучения:
а) английский язык изучается в Школе-ВУЗе с I по XI классы углубленно с целью свободного им владения по окончании школы. Поэтому изучение английского языка в Школе-ВУЗе – многостороннее, комплексное;
б) психология – тренинг, социальная психология подростка, психология делового общения;
в) внимательное отношение к ученику и создание для него «микросреды», насколько это позволяет группа. В условиях малой наполняемости классов Школы-ВУЗа (до 12 человек) такая задача для учителя значительно упрощается;
г) более сильные учащиеся могут проходить материал на большей скорости и в большем объеме;
д) учащиеся IX, XI классов могут быть переведены на обучение с помощью средств, необходимых для создания условий жесткой тренировки для сдачи ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, математике и другим предметам.
3. Организация внеклассной работы.
Использование полученных на уроке знаний и навыков на практике. Для этого в Школе осуществляется «вписанная» в классный процесс внеклассная работа (праздники, круглые столы, спортивные и учебные соревнования), направленная на деятельностное участие в ней, с использованием знаний и навыков, полученных на уроке. Например: День Самоуправления, День Патриция, школьный театр «Глобус».
4. Внедрение в занятия форм и приемов преподавания, способствующих воспитанию активного человека, – упражнения, направленные на тренировку понятийного мышления и мышления равновесного, дискуссии, ролевые игры, дебаты. Иначе – использование комплексного метода обучения.
5. Персональные и персонально-коллективые программы.
В центр образовательного процесса в Школе-ВУЗе поставлен Ученик, и в работу вступает главное правило –индивидуальное к нему отношение.
Одним из способов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является разноуровневый подход в деле обучения данному предмету. Самый показательный пример в этом случае – английский язык: группы A, B, C (advanced, intermediate, elementary – «продвинутый», «средний», «начальный»). Группы формируются не только с учетом класса и возраста, но и с учетом предыдущей подготовки и способностей учащегося.
Следующий шаг на пути развития принципа индивидуализации – персонализация обучения.
Мы знаем, что ученик:
или
или
Таким ученикам мы создаем персональные программы. Во многих случаях – персонально-коллективные. Вот пример:
Персонально-коллективная программа особенно удобна для ученика. Она дает возможность работать по индивидуальному плану согласно его данным с одной стороны, с другой – ученик одновременно находится в коллективе.
Педагогика прошла через многие методы (главные направления) обучения человека.
Конкретно это просматривается на примере её применения – методике преподавания иностранного языка. Методы, примененные со второй половины двадцатого века до наших времен:
Каждый из вышеназванных методов предлагает применять те или иные формы и приемы, «провозглашая» как главное и необходимое одно, определенное и неделимое, с точки зрения создателей, направление.
Для достижения узких целей каждый из вышеназванных методов работал и работает.
Обучая человека с юного возраста до зрелых лет (I–XI классы, ВУЗ), при том углубленно и интенсивно, мы получаем возможность долговременно и капитально действовать и привлекать к работе все ресурсы человека: зрительные и слуховые восприятия, логику, оперативную и долговременную память, моторную память, тактильное восприятие, механизмы имитации и автоматизма и т.д.
Иначе говоря, мы имеем возможность подходить комплексно, с разных точек зрения, к обучению человека, подключая к действию разные (в том числе из разных методов) приемы и формы обучения в зависимости от изучаемого материала, поставленной в данное время цели, практической необходимости.
Метод, который мы используем – комплексный.
Изучение иностранного языка до уровня свободного владения – процесс многосторонний, требующий использования множества способов и средств.
Одним из таких средств является ЛУР (лингафонный кабинет), экипированный наушниками для учеников, пультом для преподавателя, видео- и аудио аппаратурой. В Школе-ВУЗе таких кабинетов – четыре (4).
Преподаватель с пульта имеет возможность связаться с любым учеником персонально. Группа имеет возможность работать (говорить, читать, слушать, делать упражнения) одновременно, и потому вместо 3–5 минут активной деятельности, которую можно организовать учащемуся на обычном уроке, учащийся активно действует в 7–10 раз дольше. В ЛУРе (лингафонном кабинете) преподаватель сочетает работу в наушниках с работой «традиционными» способами.
В ЛУРе (лингафонном кабинете) проводятся в Школе-ВУЗе ВСЕ занятия по английскому языку. Здесь используется проверенная временем методика, в которую включены следующие условия: работа с ТСО (техническими средствами обучения) проводится не более 30 минут, во время которых выполняется тренировка – фонетическая и речевая зарядка, упражнения к тексту для введения и первичного закрепления языкового явления, упражнения на речевые модели и развитие навыка подготовленной речи, другие упражнения. После тренировки учитель переходит к упражнениям более высокого уровня, направляющим ученика на владение свободной речью, – беседа по теме, дискуссия, дебаты. С помощью ТСО проводится в ЛУРе (лингафонном кабинете) обучение аудированию и чтению.
ЛУР (лингафонный кабинет) дает возможность учителю применять практически ВСЕ известные педагогике приемы ведения урока и позволяет запустить в действие данные Природой человеку средства познания окружающего мира: зрение, слух, моторную память, логическое и творческое мышление. Таким образом в ЛУРе мы обучаем человека всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Учебники, учебные пособия, разработки и аудиоматериалы для работы в ЛУРе (лингафонном кабинете) разрабатываются ППС Школы-ВУЗа и постоянно совершенствуются.
Мы рекомендуем работу в ЛУРе (лингафонном кабинете) и преподавателям других гуманитарных дисциплин. Методика разрабатывается.
б) компьютерный класс. Интернет
присутствует в Школе-Вузе всегда и всюду. Мы рассматриваем это явление в следующих направлениях:
1. Кого мы выпускаем? В случае, если ученик пришел в Школу-Вуз в старший класс и не имеет соответствующей подготовки по информатике, он выпускается из Школы младшим пользователем. Во всех остальных случаях наш выпускник (как из Школы «Современное образование», так и из Московского экономического института ВШСО) – продвинутый пользователь, владеющий элементами программирования.
2. Интернет как мощная и необозримая база данных рассматривается нами как явление, с которым ОБРАЗОВАНИЮ необходимо учиться работать – не только учить молодое поколение техническому владению им, а, и это самое сложное, умению анализировать его контент. Для этого Школа-ВУЗ ввела предмет ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность) и учит старшеклассников и студентов держаться на поверхности информационного поля. Информационные материалы из интернета, которые внедряются в учебный процесс нашими ведущими преподавателями, анализируются и готовятся к занятиям в соответствии с методическими целями.
в) ретро-интерактивный кабинет
Ретро-интерактивный кабинет – это еще один «материальный» пример действия комплексного метода в жизни Школы-ВУЗа «Современное образование». Это кабинет, в котором мы соединяем ретро («прошлые века» и, в частности, методы второй половины XX века) и современность (компьютер, интернет).
Здесь на передний план мы выдвигаем текст как самое главное средство, с помощью которого люди, изучая мир, передают информацию друг другу. Они высекали тексты на камнях, изображали их на папирусах, со временем пришла книга, в настоящее время – интернет.
В ретро-интерактивный кабинет мы поместили маленькую библиотеку из книг, печатных носителей текста, и компьютеры для работы с текстом через интернет.
Задачи две. Одна – учебная: научить навыкам через текст. Вторая – воспитательная: внушить молодому поколению мысль о необходимости связи КНИГИ и КОМПЬЮТЕРА, умения учиться путем поиска, отбора и анализа информации как в книге, так и в компьютере.
Ретро-интерактивный кабинет – одно из средств обучения человека XXI века «двум языкам»: языку понятийного мышления и языку клипового мышления.
г) галерея психологической разгрузки
Одним из «краеугольных камней» концепции Школы-ВУЗа «Современное образование» является личностно-деятельностный подход. Мы твердо убеждены в том, что человек XXI века должен обучаться активно и не быть пассивным слушателем, получающим знания от «дающего» их учителя. Он должен стать активным участником образовательного процесса, организуемого для него учителем.
Личностно-деятельностный подход – это образование личности в деятельности, организация такого процесса обучения и воспитания, в котором ученик является активным его участником. Галерея психологической разгрузки - одно из средств, помогающих учителю проводить это в жизнь.
В галерее – репродукции великих русских художников XIX–XX веков и оригиналы современных русских художников древнерусского города Переславля-Залесского.
Например, предмет – английский язык. Учебное пособие «Английский язык. Психология общения». При прохождении определенных тем пособия после соответствующей языковой подготовки ученики приглашаются в галерею психологической разгрузки для проведения там бесед и дискуссий. Эти занятия согласовываются с основным учебно-воспитательным процессом и расписанием.
Галерея помогает учителю создать необходимый при обучении иностранному языку эффект ситуативности и разгружает человека психологически. Репродукции великих живописцев и оригиналы картин художников Переславля-Залесского вводят детей в мир прекрасного. Учат добру, любви и красоте.
а) воспитательное значение оценки
Оценка является самым действенным способом воздействия на ученика. С её помощью можно поощрить, наказать, дать знак, что человек работает несоответственно своему потенциалу, «авансировать» слабоуспевающего и так далее.
Использование оценки, таким образом, требует от учителя гибкости и понимания психологии растущего человека.
Этот подход не новый, но настолько не прост, что требует обучения самого преподавателя. Школа постоянно этим занимается.
б) комплексное оценивание учебной деятельности личности
Признание окружающих, ощущение своей полезности, уверенности в своих силах – эти качества необходимы любому человеку, а растущему – в большей степени.
Установившийся в младшем школьном возрасте определённый баланс позитивных и негативных самооценок ребёнка в подростковом возрасте нарушается. В этот период часто происходит сдвиг в сторону недовольства собой, своей учёбой, взаимоотношениями с окружающим миром, своим местом в нём.
В этот кризисный период оценка человека только по его успеваемости по учебным предметам особенно опасна. В результате такой оценки классный коллектив делится на следующие группы: а) постоянно отлично и хорошо успевающие; б) постоянно неуспевающие; в) «середняки». Односторонность видения детей только с точки зрения успеваемости по учебным предметам сказывается на их отношении к учебе, общем развитии и может усугубить возрастной кризис, оставить глубокий отпечаток на будущей деятельности человека.
Главный недостаток традиционной системы оценивания личности, сложившейся в нашей педагогической практике, заключается в том, что педагог не «разводит» оценку успеваемости по учебным предметам и оценку личности. Более того, Учитель не оценивает учебную деятельность ученика комплексно, во всем ее многообразии: знания по различным предметам, умения и навыки, склонность к одним из них, степень активности в классе и вне его, уровень логического мышления, оперативная и долговременная память, физическая подготовка, роль и место в коллективе сверстников и так далее. Не создаются условия для «баланса», при которых происходила бы компенсация неуспехов в одной сфере за счет успехов в другой.
Для нормального развития, ощущения уверенности в себе и комфортности в окружающем мире человек должен быть внутренне сбалансирован. Школа призвана стремиться к созданию условий для внутреннего баланса человека. Это не означает отмену плохой оценки, тестов, контрольных работ и экзаменов. Как ни привлекательна такая позиция (например, известный американский философ Дж. Дьюи, сторонник прагматической педагогики и проблемного обучения, выступал за неё: «Ученик – это солнце, вокруг которого должно всё вращаться»), она не закаливает человека для условий жизни в современном обществе. Позиция Школы – иная: поместить Ученика в такое большое количество тестов, контрольных, зачётов, проверок, чтобы приучить его к ним, сделать их обычным явлением в жизни, как обычное преодоление препятствий на пути. Одновременно с этим совершенно обязательна многосторонняя оценка деятельности личности, создание ситуаций успеха и неуспеха, положительного и отрицательного, в которой Успех, положительное, в конечном итоге, преобладает. И юный человек, пройдя через препятствия, неизбежно приходит к Успеху.
Школа-ВУЗ «Современное образование» – за большое количество оценок в тетради и журнале – оценок за грамотность, за умение логически мыслить, за догадку, за умение размышлять, оформить свое высказывание и за многое другое.
Физическая культура – часть общей культуры человека, приобщением к которой и должна заниматься общеобразовательная школа.
Мы полностью согласны с этим тезисом и, чтобы компенсировать малоподвижный образ жизни современного человека, стремимся организовать в Школе условия для его физических нагрузок.
Для организации физических нагрузок Школа предлагает учащимся следующий план:
Организация физических нагрузок семьями учащихся
Родители учеников Школы-ВУЗа, понимая необходимость регулярных спортивных занятий для детей, водят их в спортивные секции.
Учащихся Школы консультирует доктор, который проводит общие и индивидуальные беседы со школьниками, осуществляет сопровождение общешкольных мероприятий.
Школа ищет резервы для того, чтобы включить в свою программу и реально выполнить мероприятия по расширению своей деятельности в области развития физической культуры учащихся, и одними из таких новых мероприятий являются наши школьные праздники.
Так, например, в праздниках «Патриций» присутствуют история (в данном случае – эпоха Петра I), литература (А.Н. Толстой «Петр Первый»), сценическое действие, обучение работе в команде и, наконец, спорт: перетягивание каната, танцы, другие физические упражнения.
Личность, развитая умственно и физически, – человек будущего.
Как мы справляем праздники? Например, Новый год – 2014 и День основания Школы-ВУЗа–23.
В XXI веке информация тоннами «сваливается» на человека, и попытки образователей втолкнуть её в каждый изучаемый учеником предмет не прекращаются. Но это давно невозможно. В концепцию Школы-ВУЗа «Современное образование» заложена идея базового и креативного образования человека. База – это развитие прочных навыков (а затем умений) владения материалом на основе определённого, отобранного временем и необходимостью, содержания. Креатив – развитие творческих навыков и умений человека.
Одним из примеров того, как мы сочетаем «базу» и «креатив» в учебно-воспитательном процессе, являются наши праздники.
Программа праздника: 1. Встреча Дедов Морозов и Снегурочек (школьных и вузовских). 2. Карнавальное шествие в Терем Дедов Морозов.
3. Инсценировка «У Лукоморья дуб зеленый». 4. Встреча Нового года и Дня основания Школы-ВУЗа.
Празднику предшествовала «базовая» подготовка (на протяжении II четверти, на фоне стандартной программы) по учебному пособию «А.С. Пушкин. Развиваем навыки через текст».
Материал пособия отрабатывался с разных углов: на нужном, запланированном этапе привлекались те или иные средства обучения, попеременно (иногда одновременно) вовлекались в работу зрение, слух, память, логическое и творческое мышление. Явление изучалось разнообразными приёмами и способами: зрительно, на слух, на слух со зрительной опорой.
Для развития данного направления обучения в Школе-ВУЗе созданы также следующие пособия: «Л.Н. Толстой. Развиваем навыки через текст», «Тур Хейердал. Развиваем навыки через текст», «Английский язык. Вечные темы», «Английский язык. Психология общения». Работа в этом направлении продолжается.
Список праздников, традиционно отмечаемых Школой-ВУЗом
Для внедрения и развития навыков, необходимых человеку в жизни, наш коллектив постоянно работает над дальнейшим продвижением концепции Школы-ВУЗа «Современное образование». В частности, продолжается работа над проблемой методики работы с текстом.
Работа с текстом является наиважнейшей составляющей учебного процесса. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
Все навыки, которые ребята получают, работая с текстом, позволяют свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть не только сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка, но и успешного специалиста в выбранной сфере деятельности.
В современном мире во всех сферах деятельности знание английского языка становится необходимостью. В Школе-ВУЗе «Современное образование» разработана своя собственная программа, которая успешно стартовала и продолжает развиваться.
Метод погружения используется при обучении иностранному языку в целях интенсификации, «скачка» в развитии коммуникативной компетенции обучающегося. Погружение подразумевает создание ситуации на определённый срок (от одного дня и более), в которой учащиеся поставлены в условия невозможности использования родного языка и, соответственно, необходимости использования языка иностранного.
Комплексный метод образования человека позволяет пользоваться огромным разнообразием форм и приёмов, готовить с их помощью ученика к огромному разнообразных жизни, обучать множеству навыков и умений. Одним из таких приемов является ролевая игра «Самоуправление».
В течение целого учебного дня дети трудятся в ролях учителей (по избранным ими предметам), администраторов разных уровней, сотрудников технической службы.
«Учителя», обучая других, углубляют и свои познания. Администраторы и сотрудники технической службы примеряют на себя роли руководителей. Каждый из них знакомится во время игры с навыком принятия самостоятельного решения и умением взять ответственность на себя.
Развивая лидерские качества, игра выявляет лидеров из среды школьников.
д) клубы, конференции, разные «ивенты»
В период переворотов, перемен и перестроек людей запутывают в представлениях об общечеловеческих ценностях, и они теряют ориентиры, в том числе в образовании.
История развития человечества указывает нам на то, что среди необходимых человеку знаний ведущими и едиными для всех всегда были родной язык, родная литература, история, иностранный язык, математика.
В основе образовательного процесса в Школе-ВУЗе «Современное образование» находится изучение трех предметов: русского языка и литературы, математики, английского языка.
На них уходит самое большое количество часов в рабочем плане ученика.
Для того чтобы упрочить знания и умения ученика, дать ему возможность посмотреть на пройденное в целом, в Школе организуются:
Помимо закрепления пройденного материала, ученики получают навыки публичного выступления, приобретают умение принять и понять информацию с одного прослушивания, учатся правильно умение вести себя в обществе.
Под психолого-педагогическим сопровождением мы, на данном этапе нашего развития, понимаем следующее: учебный процесс в Школе-ВУЗе неразрывно связан с воспитанием, и все «мероприятия», с воспитанием связанные, «вписаны» в содержание всего образовательного процесса (образовательный процесс для нас: учеба + воспитание.)
Психология (а стало быть, воспитание) присутствует во всем образовательном процессе Школы: в построении плана урока, в сценарии, формате и постановке всех внеурочных школьных мероприятий (на переменах, в праздниках, классных часах и минутках).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Средства, которые мы используем:
Эта тема проходит красной нитью по всей деятельности Школы-ВУЗа со дня её основания. Патриотизм – это одна из общечеловеческих вечных ценностей. Любовь к Родине, к семье, к дому, к природе родного края, гордость за победы и достижения нашего народа – это важнейшие элементы воспитания подрастающего поколения.
Школа-ВУЗ осуществляет общешкольные учебно-воспитательные проекты «Благодарим Мать–Землю» и «Отцам–Победителям». Проекты взаимосвязаны и проходят красной нитью через весь образовательный процесс.
«Благодарим Мать–Землю» | «Отцам–Победителям» |
Цели | |
1. Воспитание патриотизма. | |
2. Внушение человеку необходимости сохранять Землю для себя и потомков как единого для человечества Дома в Океане Вселенной. | 2. Внушение понимания истории своей страны как истории своей семьи, понимания роли предков и их вклада в историю страны и мира. |
3. Развитие на основе мероприятий проектов навыков и умений для жизни в современном обществе. |
Метод, средства, формы, приемы
Проекты осуществляются в рамках комплексного метода, для чего созданы следующие средства и используются определенные формы и приемы.
Проекты осуществляет коллектив Школы-ВУЗа.
Руководитель проектов: профессор Шленкина В.И.
б) создание позитивной образовательной среды
Школа «Современное образование», неотъемлемая часть комплекса Школы-ВУЗа «Современное образование», является школой камерной, школой малой наполняемости. Количество учеников в классе (Школа, в ряде случаев, «содержит» классы в 3–5 человек, оптимальное количество детей в классе 10–12 человек) дает возможность уделить каждому индивидуальное внимание.
Количество ППС, администраторов и технических работников школы составляет приблизительно 30–40 % от количества учащихся.
Многие ученики школы старших классов – дети, не сумевшие учиться в больших, массовых школах в большинстве случаев по психологическим причинам (не ужился в коллективе, конфликт с директором, учителем и т.д.).
В одних случаях это успешные (по успеваемости) дети, в других – отстающие по одному или многим предметам.
Школе необходимо создать условия тем и другим для нормальной жизни в ее стенах – на уроках, переменах, после уроков. Желательно счастливой – у юного человека на школу уходит до 80% его жизни!
Мероприятия, которые организуются для этой цели, мы условно выделили в следующие разделы плана: «Учебно-методическая работа», «Воспитательная и внеаудиторная работа» и, наконец, «Психолого-педагогическое сопровождение». Это прежде всего классные занятия, а также следующие мероприятия: кондуит, классные минутки, Патриций, Дни особенной чистоты, Свеклы, Моркови, проекты «Благодарим Мать-Землю», «Отцам – Победителям», великие праздники нашей страны и общешкольные праздники.
Список праздников, традиционно отмечаемых Школой-ВУЗом
Праздники отмечаются как каждый в отдельности, так и «комбинированно». Например, «День окончания четверти» может совмещаться с «Днём Патриция», «Благодарим Мать - Землю» с «Неделей Прекрасного». Определение и разработка формата каждого праздника начинается задолго, обсуждается в коллективе и затем внедряется в работу.
Концепция Праздника:
Урок – это синтез учебы и воспитания человека, психологического на него воздействия. Мы пишем об этом регулярно на нашем сайте в разделах «Наша жизнь», «Наука. Методика», «Форум».
в) взаимодействие с родителями
Работа с родителями – это самая важная составляющая, определяющая результат образования молодого человека.
Мы знаем, что образовательный процесс для человека не замыкается рамками школы. Рассматривать образовательный процесс обособленно, без окружающей среды, невозможно. Школа никогда не существовала и не будет существовать в вакууме, а всегда была, есть и будет неотъемлемой частью окружающего ее мира. Чаще всего частью, «вписывающейся» в этот мир и развивающей его основы, реже – частью, вынужденной обособиться от этого мира, развивающей основы, идеалы и качества, направленные на изменение этого мира.
Созданная в период «перестройки», живущая среди преступности и наркомании, падения нравов и интенсивной обработки молодых умов третьесортной культурной продукцией Запада с помощью телевидения и интернета Школа пытается нейтрализовать негативное влияние окружающей среды, и в этом должны помочь ей семья, опора человека, его тыл, и в большинстве случаев, благотворное влияние родителей. Однако в современных условиях изменилось и оно, так же, как изменились в своем большинстве под влиянием общества и сами родители.
Один из распространенных типов родителей Школы-ВУЗа «Современное образование» – предельно занятые люди, не всегда уделяющие детям достаточного внимания. Чтобы компенсировать это, Школа создает спецклассы продленного дня, берет на себя вопросы питания детей, их досуга, медицинского консультирования, организует персональные и персонально-коллективные программы.
Роль семьи в нашем случае следующая: согласовать свои воспитательные позиции с позициями Школы. В основе воспитательной работы Школы лежит синтезированный подход: авторитарная педагогика + педагогика сотрудничества. Заявленные нами подходы, приемы, способы, равно как и комплексный метод (стержень нашей методики), проводятся в жизнь нами методично и постоянно. Личносто-деятельностный подход, урок-деятельность, комплексная оценка, соблюдение святая святых педагогики – принципов повторяемости и от простого к сложному – без этого не будет работать никакая психология и никакое психолого-педагогическое сопровождение.
О вышеназванном мы разговариваем регулярно с родителями во время:
На сайте на эти темы функционируют разделы «Новости», «Учёба и воспитание в частной Школе-ВУЗе», «Дискуссии, размышления, точки зрения», «Английский язык» , проводятся беседы и дискуссии на форуме. Связь с родителями осуществляется по телефону, скайпу и через электронную почту.
а) воспитание как система в рамках образовательного процесса Школы-Вуза
Патриотическое воспитание в нашем образовательном учреждении – живое, разнообразно «построенное» и интегрированное в общий образовательный процесс дело. За годы развития концепции Школы-ВУЗа (с 1990 г.) мы достигли такого уровня, что смогли выработать систему патриотического воспитания.
Предлагаем Вашему вниманию один из элементов этой системы – общешкольные учебно-воспитательные проекты «Благодарим Мать – Землю» и «Отцам – Победителям». Проекты взаимосвязаны и проходят красной нитью через весь образовательный процесс.
«Благодарим Мать-Землю» | «Отцам-Победителям» |
Цели | |
1. Воспитание патриотизма. | |
2. Внушение человеку необходимости сохранять Землю для себя и потомков как единого для человечества Дома в Океане Вселенной. | 2. Внушение понимания истории своей страны как истории своей семьи, понимания роли предков и их вклада в историю страны и мира. |
3. Развитие на основе мероприятий проектов навыков и умений для жизни в современном обществе. |
б) «материальная часть» процесса воспитания. Метод, подход, средства, формы, приемы
Проекты осуществляются в рамках комплексного метода и личностно-деятельностного подхода, для чего используются определенные формы и приемы и созданы следующие средства:.
в) о дальнейшем развитии системы патриотического воспитания в Школе-ВУЗе
Мероприятия, непосредственно связанные с патриотизмом.
Подготовка к вышеупомянутым мероприятиям проходит через учебное занятие, где наряду с традиционным уроком учащиеся получают урок интерактивный, личностно-деятельностный.
г) Некоторые эпизоды из процесса патриотического воспитания учащихся Школы-ВУЗа «Современное образование»
Воспитание патриотизма – не разовая акция старшего поколения, призванного образовывать младшее (прочитал лекцию, устроил Talk Show, устроил праздник для ветеранов). Воспитание патриотизма «пронизывает» всю деятельность человека, пришедшего жить на эту Землю и родившегося в стране России. Эта идея – центр всего образовательного процесса в Школе-ВУЗе.
Педагогика прошла через многие методы (главные направления) образования человека – от грамматико-переводного через прямой, аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный к сознательно-практическому. Это движение особенно четко прослеживается при исследовании методик обучения иностранному языку и математике.
К 80-м годам прошлого века стало понятно, что ни один из них для образования человека в школах и ВУЗах в чистом виде существовать не может. Тогда и появился сознательно-практический метод, который мы сейчас называем более емким словом – комплексный.
В конце 70-х начале 80-х годов в некоторых учебных заведениях нашей страны началась работа по индивидуальному подходу к обучающемуся, по внедрению компьютера (ЭВМ) и изучению проблемы «Педагогика сотрудничества» в образовательном процессе».
В 1990 году был основан научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование», который продолжил изучение и внедрение в практику вышеназванных тем, а также начал разработку новых, подсказанных временем. Среди последних – принцип непрерывного образования, который осуществляется у нас на дистанции «Школа-ВУЗ».
Концепция, с которой ее автор организовывал Школу-ВУЗ «Современное образование» и которая за 25 лет деятельности преобразовывалась согласно движению жизни, является системой, где все разнообразные элементы соотнесены друг с другом. В то же время в ней существует ядро, каковым в настоящее время являются личностно-деятельностный подход (обучение личности в деятельности), комплексный метод и принцип непрерывного образования.
Образование, которое государство предлагает современному человеку, раздроблено на отдельные учебные предметы. Успешно работавший в прошлом, в настоящем такой подход не отвечает требованиям действительности. В мире неопределенности, сложности и разнообразия человеку нужны целостная картина, разнообразный набор знаний, навыков, умений и компетентностей. Более того, о нем надо позаботиться как о личности – рассмотреть его, развить в нем определенные качества.
Пройдя через вышеназванные подходы и методы, педагогика подошла к явлению, которое получило название «метапредмет». Отечественные исследователи метапредмета предлагают следующие его характеристики:
Как видно из приведенного материала, все эти характеристики объединяются понятиями «совокупность», «тип интеграции учебного процесса», «явление, выходящее за рамки собственно предмета», «целостное восприятие мира». Самым близким к сути вопроса мы считаем термин «целостность», «целостная картина мира».
Итак, мы рассматриваем метапредмет как предмет обучения человека целостному (с разных точек зрения, разнообразному, синтезированному…) представлению о мире. Более того, считаем необходимым вспомнить какого именно человека мы обучаем. Мир целостный. А человек? Ну, конечно же, целостный. Подход к образовательному процессу человека как к процессу, предназначенному для обучения целостного человека, живущего в целостном и меняющемся с все возрастающей скоростью мире, приводит нас к необходимости постоянного слежения за образованием человека в этом мире, постоянного «педагогического в этот мир внедрения». И одним из способов такого внедрения определенно является метапредмет.
Одним из первых метапредметов, внедренных в образовательный процесс научно-методического учебного центра «Школа-ВУЗ «Современное образование», является предмет, названный нами «Интернет-поиск». С исследованием этого предмета, его характеристикой и описанием можно познакомиться на форуме сайта Школы-ВУЗа, который в последние годы используется как научно-методическая площадка ППС (профессорско-преподавательского состава).
Вот как видит наш метапредмет «Интернет-поиск».
В последнее время умение работать с информационным пространством стало жизненной необходимостью. Современные дети со всех сторон окружены огромным количеством информации и техническими средствами для её получения, но в основном используют это всё лишь для развлечения. И мало кто умеет добывать и использовать полученную информацию в образовательных целях. Интернет-поиск – это обучение человека с помощью средства XXI века, интернета. Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом) и информацией, размещенными в интернете. Методика проста:
Безусловно, существует множество других вариантов. Все в руках опытного учителя. Данная работа – разновидность работы с текстом учебника. С помощью интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
Ниже приведем высказывания некоторых из учителей и преподавателей, ведущих интернет-поиск.
Голоднова А.М., учитель начальной школы, помощник генерального директора по методической работе
Казалось бы, легче лёгкого – задать вопрос в интернете?
Однако именно на этом этапе ребята-новички испытывают трудности. Как правильно сформулировать вопрос? Какие слова использовать? Какой ответ мы получим, задав один вопрос? А другой? Какие странички откроются?
Мы хотим донести до детей: интернет не игрушка, а помощник и средство познания мира. Ставится задача ознакомить ребят с нужными им сайтами, научить делать правильные запросы для поиска этих сайтов и ориентироваться на самом сайте. Одновременно выполняется задача обучения вниманию, четкому следованию указаниям учителя, развитию навыков работы с текстом на уровне ввода и первичного закрепления материала.
Демков С.А., учитель русского языка и литературы, 7 класс
Я встраиваю интернет-поиск в структуру уроков литературы. На эту работу отвожу до 20 минут. Даю задание на поиск, дети не просто находят ответ в интернете, а формируют его в уме, пользуясь ресурсами сети, затем кратко записывают в тетрадь. Задания подбираю сложные, чтобы прямой ввод вопроса в поисковик не давал результата. И учу применять разные методы поиска. Например, седьмому классу дал такой вопрос: «Кто привил Пушкину любовь к истории?» После неудач и определенных умственных усилий ответ был найден. И сколько было радости!
Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 3 класс
А мы в пятницу с третьим классом провели интернет-поиск на уроке ИЗО. Ввели запрос показать картинку-раскраску «Букет цветов к 8 марта». Потом выбрали понравившуюся, причём каждый ученик выбрал себе именно свою, не такую, как у остальных. Срисовали и пошли в класс раскрашивать. Дисциплина была на высшем уровне, потому что было интересно.
Красько О.Э., учитель русского языка и литературы, 6 класс
Вчера, 18 февраля, урок литературы в 6 классе прошел в ретро-интерактивном кабинете. В таком формате занятия проходили впервые, хотя интернет-поиском мы занимались почти каждый урок.
Откуда мы черпаем нашу информацию? Из книг, учебников и интернета. И вот все это совмещено! Ребята имели возможность просмотреть и осмыслить сведения о жизни, творчестве и особенности языка Н. Лескова, используя учебник, книги и интернет-ресурсы. Одно добавляло другое, позволяя углубиться в тему. Урок прошел на одном дыхании, каждую минуту ребята были заняты, они искали что-то новое, чем хотели поделиться с одноклассниками.
Кочеткова М.А., председатель родительского комитета
Когда мы в третьем классе делали стенгазету ко Дню всех влюблённых, ребята сами предложили поискать информацию в интернете. Время было ограничено, я попросила их предложить мне варианты фраз, которые нужно было вбить в поисковую строку. Ребята предложили мне несколько вариантов, и я по ним с лёгкостью нашла всю необходимую информацию! Потом мы с ребятами отредактировали полученную информацию, сократили текст, и получились заметки в стенгазету!
Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы, 11 класс
В связи с подготовкой к декабрьскому сочинению в 11 классе интернет-поиск очень кстати. Из всего потока информации наши одиннадцатиклассники уже научились извлекать нужное и полезное. Теперь нам остаётся только «отшлифовывать» этот навык на каждом занятии и собирать материал к удачной сдаче как первого экзамена в декабре, так и второго – в мае.
Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 6 класс
Интернет-поиск прошел на уроке биологии в 6 классе по теме "Ядовитые растения". Ребята формулировали проблему, вводили запросы в поисковик, анализировали письменно полученные ответы. Устные выступления оформляли в виде сообщений к уроку. Вот некоторые результаты находок: самое ядовитое растение, внесённое в книгу рекордов Гиннеса, – касторовое дерево (или клещевина), в наших подмосковных лесах ядовиты ландыши, лютики, белладонна, борщевик... Поиски продолжаются! Успехов нашим шестиклассникам!!
Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 5 класс
Собираемся с пятиклассниками в «виртуальный поход» по стране и хотим начать с составления маршрута путешествия. Для этого мы посетим компьютерный класс, где каждый ученик произведет лично интернет-поиск нужных объектов для маршрута (ручей, родник, пойму реки, ключ, домик лесника, мельницу, сад, рощу, лес, тропинку, шоссе, овраг, холм, болото и т.д.), а затем на листе бумаги при помощи азимутов, компаса, рулетки, масштабов учащиеся проложат уникальный маршрут своего пути и познакомят одноклассников со своим произведением.
Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 4 класс
Сегодня в 4 классе прошёл урок интернет-поиска. Мы учились находить домашнее задание на нашем форуме. Ребята учились задавать поисковику запрос «Частная школа» и затем проходить весь путь до нужного домашнего задания. Работали с большим энтузиазмом, не испугали даже мои слова о том, что в честь такого события домашнее задание будет увеличено в 2 раза (это была шутка!).
Матвеев С.Г., к.э.н., преподаватель английского языка, 10–11 классы,1–2 курсы ВУЗа.
Благодаря составляющей урока «Интернет-поиск» наши ученики уже лучше стали ориентироваться в необъятном пространстве информации. Старшие школьники активно применяют его (интернет-поиск) при подготовке к занятиям под названием ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность), при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории. Студенты – при подготовке по таким дисциплинам как мировая экономика, история экономических учений, международные экономические отношения, политология и т.д.
Для реализации на практике данного направления (внедрения метапредмета в образовательный процесс) используется следующая материальная база:
Научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование» продолжает работу по внедрению метапредмета в образовательный процесс. Успешно развиваются следующие метапредметы: Интернет-книга, Интернет-тетрадь, ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность). Метапредметны наши интерактивные занятия – литературно-исторический и английский клубы.
Создание и развитие метапредметов происходит и будет происходить вслед за развитием цивилизации.
В Школе-ВУЗе издаются ежегодные сборники методических материалов «Методика и практика современного образовательного процесса»
Перейти к практической части |